Идет сбор материалов по родословным бурят для проекта Национальной библиотеки Бурятии "Тоонто нютаг - связь поколений". Запланировано издание серии книг.

Данзан Дондоков и Енхова Лумбунова.
Фото из архива Нимацырен Дондуковой.

«Работы отца при жизни художника выставлялись один единственный раз — на выставке в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в 1979 году. Произошло это по настоянию представителя ЮНЕСКО. В бурятском обкоме партии поднимался вопрос о том, чтобы «любой ценой не пропустить работы Д. Дондокова в Париж». Не надо забывать о том, что страна переживала пик развитого социализма. Само слово «буддизм» действовало на партийный аппарат, как красная тряпка на быка. В общем, по просьбе представителя ЮНЕСКО я тайно переправила работы отца в Москву. Так они попали на выставку. Фотография отца и прорисовка танки «Рай Сукхавати» попали в каталог. Его работы имели огромный успех в Париже, но в Бурятии этот факт замолчали и постарались как можно скорее забыть о художнике.

Юрий Николаевич Рерих во время одного из посещений Бурятии наводил справки об отце. По словам профессора И. Тугутова, во время своего кратковременного пребывания в Улан-Удэ в сентябре 1959 года, Ю.Н. Рерих расспрашивал его о судьбе иконописца Данзана Дондокова. Сам рассказал ему краткие вехи биографии мастера.

Дагьяб Ринпоче — признанный специалист в области буддийского искусства — в конце 1970-х годов настоял на встрече с Д. Дондоковым во время своего визита в нашу страну. Власти прилагали все усилия, чтобы этой встречи не произошло, но навязать ему свою волю не смогли. Дагьяб Ринпоче и доктор Сагастер из Боннского университета встретились с отцом в присутствии двух сотрудников КГБ и двух работников культуры в однокомнатной квартире. Беседа между отцом и Дагьябом Ринпоче длилась три часа. Говорили о буддийском искусстве. Разговор шел на тибетском языке, без участия переводчика, что очень смущало агентов КГБ…» —
из воспоминаний Нимацырен Дондуковой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *