Посвящается памяти Тогочеевой Зинаиды (Долсон) Богдановны, 1922.
Род Атаган, Ацай.
Заслуженный работник культуры Бурятии, кавалер ордена Дружбы, лауреат премии имени Дамбы Жалсараева «За личный вклад в развитие культуры и искусства Бурятии».
Род Тогочеевых (Тогошин) произошел от тибетского ламы Ганжи, отличавшегося своеобразным характером. Не желая мириться с ламскими устоями, он бежал из дацана и поселился в селе Ацай на берегу красивого, богатого рыбой Гусиного озера. Прадедом Зинаиды Богдановны был потомок Ганжи Бухандэй Зайсан.
Так, отец Зинаиды Богдановны, Богдан (Балдан) Дылыкович, окончил школу, отлично знал тибетский, монгольский и русский языки. Он занимался коммерцией (торговал пушниной и рыбой), объездил всю Восточную Сибирь, неоднократно бывал в Монголии и Китае. Молодые учительницы Ханда и Будажап были первыми комсомолками на селе, организаторами многих начинаний в школе. Ханда в 18 лет она снялась в немом фильме Инкижинова «Чингисхан», где сыграла роль жены великого завоевателя. В начале 30-х годов, когда по стране прокатилась волна раскулачивания, семья Тогочеевых была сослана в Красноярский край.
Впервые я познакомился с Зинаидой Богдановной в 2011 году, на месте Субургана
Ацайскому дацану. Потом, созвонился и приехал к ней на квартиру в городе. Это было 6 июня 2016 года, Зинаида Богдановна жила вместе с сыном. Она ждала меня — накрыли стол, сварили бузы.
Записывал на диктофон, смотрели фотографии в альбоме, множество грамот.
Периодически жаловалась на туман в голове.
Пишет дочь Т. Боржонова: — Участница двух Декад бурятского искусства и литературы в Москве (1940,1959 гг.), Тогочеева была в числе инициаторов возрождения национального оркестра Бурятского радио и телевидения. Выступление оркестра в 1967 году на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в Москве было отмечено званием лауреата.
Главным достижением своей работы на должности директора музыкального училища им.П.И.Чайковского (1970-1980г) Зинаида Богдановна по праву считает открытие отделения бурятских народных инструментов с классами — хур, чанза, иочин, лимба, и позже ятаги.
Многие инструменты она приобретала в Монголии, с большими трудностями провозила их в Бурятию.
Некоторые инструменты, в частности хуры и иочины, изготавливались по спецзаказу в Московской экспериментальной музыкальной мастерской.