Идет сбор материалов по родословным бурят для проекта Национальной библиотеки Бурятии "Тоонто нютаг - связь поколений". Запланировано издание серии книг.

  1. Гармаева (Санжиева) Нина Доржиевна, 1942. с. Енхор.

Я, Нина, родилась в начале войны, 22 февраля 1942 года, в селе Новоселенгинск Селенгинского района. Мои биологические родители с Ехэ-Цагана, в то время они жили и работали в Новоселенгинске.

Отца мобилизовали на фронт в январе 1942 года. Родилась я через месяц. Уходя на фронт, он наказал жене отдать меня в приемную семью, так как у них уже было двое детей, а время было тяжелое.

Таким образом, в мае 1942 года я оказалась вторым ребенком в семье Санжиева Доржо Бальчиновича, 1898 года рождения. Он был уроженцем села Енхор. Его призвали на войну в декабре 1942 года. Тогда мне было всего 9 месяцев. Так мы остались втроем с матерью и 22-летним братом. Мать звали Санжиева Аюр Галсановна (1898 года рождения).

Мать готовила на зиму зерно. Для этого она ходила собирать колоски на поле, рыла мышиный запас. Иногда у нее получалось принести по полмешка зерна. Она шутила, что «мыши ее кормят», так как она родилась в год мыши.

Она выделывала шкуры баран, кожу коров, шила дэгэл, гутул, шапки и варежки. В те годы зима была очень суровая. Матери приходилось шить все вручную при свечах или при лампе, но керосин старались экономить. В основном она шила по ночам, а днем работала в колхозе. В то время не знали выходных, отпусков и праздников, трудились днем и ночью. Каждую ночь по окончании тяжелого рабочего дня, часа в три утра, мать показывала мне звезду в небе (мэшэ) и только тогда ложилась спать.

После войны Сталин ввел налог на мясо, шкуру, молоко. Мясо сдавали осенью, а шкуру — весной. Летом сдавали молоко. В селе Енхор работал маслозавод, который выпускал масло, сыр и сметану, их тоже сдавали в заготконтору. Для сбора налога из села Новоселенгинск специально приезжал агент. Обычно он приезжал на коне верхом. Его все боялись. Поэтому нас, детей, сажали караулить его прибытие: если появится всадник на горизонте, мы тут же сообщали взрослым об этом.

Взрослые успевали прятать от него шкуры и сами прятались от него. К его прибытию оставались только мы, дети, потому что мы не знали русского языка. Агент Самойлов был русский и не говорил по-бурятски.

2017 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *