Идет сбор материалов по родословным бурят для проекта Национальной библиотеки Бурятии "Тоонто нютаг - связь поколений". Запланировано издание серии книг.

Я росла в семье Аюрова Норбо Дымбрыловича — участника ВОВ, 1917 г.р. Он очень меня любил, баловал. Вырастила меня его мать, бабушка Дымбрыл. Она была добрая, помогала всем, лечила ушибы, переломы, принимала роды. Отец после войны работал в колхозе. Когда я училась во втором классе, родители развелись. Он ушел в другую семью и уехал в Новоселенгинск. Там до пенсии работал в ветлечебнице.

Мама — Машиева Гарма Бальжинимаевна, 1919 г.р. Всю жизнь проработала в колхозе продавцом, учетчицей, дояркой, чабаном. Когда работала дояркой, дважды была поощрена путевкой на ВДНХ в Москву.

Дед умер в 82 года. Всю жизнь в колхозе проработал, а до этого выезжал, строил дацаны: Дээдэ Шэбээн, Доодо Шэбээн. Дээдэ по Селенге вверх — Богдын хуреэ, Монголия. Доодо Шэбээн — Иволга и другие. Также строил кошары, скотные дворы, силосные ямы.


Фрагмент из книги «Сэлэнгэмни»

На фото: сбор на работу.

На переднем плане — Костя Шантанов, далее Цыренов Цырен-Доржо (Дади бавай), Будатаров Николай, Цыренов Борис, слева — Раднаев Даши.

1.Енхор тухэй домог.
Раньше до революции в 17-18 веках наши земляки были искусными строителями дацанов, делали всю тонкую работу, и за это их прозвали енхорван. Черную работу делали работники с других деревень, а наши — тонкую работу. Еще песню пели, бабушка одна рассказывала:
Ханилсан гансыем буляасан
Харатэй муухай Енхорван
Шэнэлсэн гансыем буляасан
Сэнгэргуй муухай Енхорван.

2. Раньше до революции и в начале 20 века жители

с. Енхор жили родами, были маленькие поселения (бууса): Номохон, Сагаан Бургааса, Мэргэн, Енхорын Оер, Хаяа, Улан Шугы, Буржааса (?), некоторые не знаю. В этих поселениях народ жил зимой, летом переезжали на летники. Большинство переплавлялись на левый берег Селенги, причем со скотом на лодках, карбасах. После уборки сена возвращались. Молятся, т.е. почитают шаманизм и буддизм.

3. Колхоз «Коммунизм». Наш колхоз в свое время был передовым в районе. Было 10-13 чабанских отар, 3 молочные фермы, маслозавод, свиноферма, птицеферма, 2 табуна лошадей. Нашу одну деревню окружали пашни. Огромную пашню в местности Гунжан, во время развала СССР, отдали под военный полигон. Со ст. Джида самолеты прилетали на учения бомбить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *